1) О порядке и сроках обмена, либо возврата товара надлежащего качества
Статьей 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен порядок и сроки обмена, либо возврата товара надлежащего качества при розничной продаже.
Согласно положений данной статьи покупатель может обратиться к продавцу за обменом товара надлежащего качества, если:
- это непродовольственный товар, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
- товар не входит в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, которые не подлежат возврату (данный перечень является исчерпывающим);
- товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (при отсутствии данных документов можно ссылаться на свидетельские показания);
- соблюден срок в 14 дней с момента покупки, не считая дня покупки.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе:
- согласовать обмен товара при поступлении аналогичного товара в продажу; при этом продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Требования потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течении 3 дней со дня возврата указанного товара.
При дистанционном способе продажи товаров, в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от товара:
- в любое время до его передачи;
- после передачи товара – в течение 7 дней, если в момент доставки товара потребителю была предоставлена в письменной форме информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества;
- в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если вышеуказанная информация не была предоставлено.
Возврат товара возможен в случае если:
- сохранены его товарный вид, потребительские свойства;
- имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара (при отсутствии документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, возможно ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца);
– товар не обладает индивидуально-определенными свойствами, позволяющими использовать исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
2) Повредил товар в магазине: нужно ли возмещать ущерб?
Несет ли потребитель ответственность за причиненный ущерб зависит от ситуации, при которой произошло повреждение товара, и наличия (отсутствия) его вины.
Гражданский кодекс РФ (ст. 211, 459, 1064) предусматривает, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом до оплаты товара риски несет магазин, а после его оплаты – потребитель. Однако не стоит забывать, что ответственность за вред, причиненный имуществу магазина несет потребитель, за исключением случаев, когда в его действиях нет вины.
ГОСТ Р 51773-2009 устанавливает требования к магазинам: в них должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей, торговое оборудование должно соответствовать общим требованиям безопасности, а ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров.
Случаи распределения рисков
Если потребитель шел по недостаточно просторному проходу, задел товар и он упал, то это вина магазина, который не обеспечил безопасное размещение товара. Это же относится и к ситуации, когда потребитель берет одни товар, а из-за неустойчивого размещения товаров или самой конструкции полок соседний товар упадет.
Так же не будет виной покупателя если он поскользнется на мокром полу и повредит товар, или даже опрокинет стеллаж с ним.
С другой стороны, если вред причинен намерено, либо в ситуации, которая может к привести к повреждению товара, например, бег по торговому залу, «игра» с товаром, а также если потребитель выронил товар из рук, то ответственность ложится на потребителя.
Действия потребителя в случае повреждения товара
При повреждении товара необходимо незамедлительно поставить в известность об этом персонал магазина, а также объяснить причину, по которой это произошло.
Если магазин требует оплату, то следует попросить их обосновать свою позицию.
В том случае если ситуацию не удается урегулировать, персонал магазина продолжает настаивать на оплате, а потребитель с этим не согласен, то можно обратиться в полицию, чтобы они зафиксировали произошедший инцидент. Также не лишним будет самостоятельно произвести фото- и видео-фиксацию места происшествия. Например, той же лужи на которой потребитель поскользнулся, пока ее не вытерли, расстояние между стеллажами или количество поврежденного товара. Также не лишним будет запросить записи c видеокамер магазина и взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.
В случае, если потребитель посчитает, что его права нарушены он может обратиться к продавцу с письменной претензией в двух экземплярах. Один экземпляр вручается продавцу, а на втором он ставит отметку о получении и возвращает его потребителю. В случае нахождения руководства продавца по другому адресу либо отказа продавца от приема претензии, она направляется почтой с уведомлением о вручении по юридическому адресу продавца.
Продавец обязан рассмотреть претензию и дать письменный ответ по существу предъявляемых требований в установленный законом срок.
Если в установленный срок ответ на претензию не получен, в требованиях отказано полностью или частично, то потребитель имеет право обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
3) Как проверить подлинность товаров. Маркировка «Честный знак»
Государственная маркировка «Честный знак» — это ваша защита от подделок, искусственного дефицита и роста цен.
Небольшой квадратный код хранит в себе информацию о сроке годности, составе, производителе и стране происхождения, документацию — различные сертификаты, патенты и другие подтверждения соответствия стандартам и регламентам. Код невозможно скопировать или подделать, а получить его могут только легальные компании. Благодаря «Честному знаку» вы получаете уверенность в качестве и безопасности лекарств, молока, воды, обуви, духов и других товаров, с которыми вы встречаетесь каждый день в магазинах, аптеках и Интернете.
Контроль можно осуществлять удобно через мобильное приложение «Честный знак». Скачав на свой смартфон приложение «Честный ЗНАК» выбирайте в магазине товары с кодом Data Matrix и сканируйте цифровой код для проверки подлинности продукции, получайте всю правду о товаре.
Перечень товаров, подлежащих маркировке в 2024 году в системе «Честный ЗНАК»: пиво и слабоалкогольные напитки, молочные продукты, питьевая вода, лекарственные препараты, табак, одежда и другие товары лёгкого производства, обувь, изделия из натурального меха, духи, икра осетровых и лососёвых, автошины и покрышки, фототехника, медицинские изделия, БАДы, антисептики, кресла-коляски, безалкогольные напитки, велосипеды, сухие корма для животных, пищевые растительные масла, технических средств реабилитации, ветеринарных препаратов, безалкогольного пива, антисептиков и консервов